Страница 21
Страница 21Анализируя данные таблицы, ученик сделал качественный вывод: с течением времени температура воды увеличивается. Для определения вида математической зависимости температуры t от времени t, он построил график $ t(\tau) $ , который позволил ему определить характер количественной взаимосвязи между двумя физическими величинами.
Во время обработки результатов эксперимента ученик использовал инструкцию, содержащую следующую последовательность действий.
- На координатной плоскости нанесите точки, которые соответствуют экспери-
ментальным данным.
Для каждой точки укажите интервалы истинных значений для t и t.
С помощью линейки проведите прямую линию так, чтобы она проходила через все построенные области (в данном случае — интервалы) истинных значений.
Сделайте вывод о характере зависимости двух физических величин, измеренных в эксперименте (в данном опыте — температура t и времени τ).
Указание: если удаётся провести прямую линию через все построенные области, то можно сделать вывод о линейной зависимости двух физических величин; если при этом удаётся провести прямую линию и через начало координат, то можно сделать вывод об их прямой пропорциональной зависимости.
Так как абсолютная погрешность измерения времени t относительно заданных промежутков времени мала, то для построения графика $ t(\tau) $ можно ею пренебречь. Также будет удобнее представить время в минутах.
| Время $ t $ , мин | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| Температура воды $ t $ , ℃ | 10 ± 2 | 22 ± 2 | 30 ± 2 | 40 ± 2 | 48 ± 2 |

Вывод: ___